Моменты затяжки метрических болтов, винтов и гаек
Чрезмерная затяжка резьбовых соединений может привести к разрушению, которое проявляется в поломке стержня болта или повреждении резьбы гайки и/или болта.
Болт или винт, соединенные с гайкой соответствующего класса, рассчитаны на создание соединений, которые могут быть затянуты до установленной пробной нагрузки болта без повреждения резьбы. Пробная нагрузка обычно составляет 85-95% от предела текучести и определяется как максимальное растягивающее усилие, которое можно приложить к болту без его пластической деформации.
Значение крутящего момента для определенного размера болта зависит от следующих факторов:
- Материала и класса прочности болта.
- Материала соединяемых деталей (сталь, цветной металл или пластик).
- Наличия или отсутствия антикоррозионного покрытия на винте.
- Сухой или смазанный крепеж используется.
- Длины резьбы.
Приведенные ниже таблицы являются ознакомительными, так как указанные в них значения примерны. Ввиду множества факторов, влияющих на соотношение крутящего момента и натяжения, единственным способом определения правильного крутящего момента является проведение экспериментов в реальных условиях сборки и эксплуатации.
Таблица 1. Моменты затяжки – винт (болт) без покрытия (черный), коэффициент трения 0,14.
Крупная резьба
Диаметр резьбы | Класс прочности | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
5.6 | 8.8 | 10.9 | 12.9 | |||||
Nm | ft lb. | Nm | ft lb. | Nm | ft lb. | Nm | ft lb. | |
М3 | 0.6 | 0.44 | 1.37 | 1.01 | 1.92 | 1.42 | 2.3 | 1.7 |
М4 | 1.37 | 1.01 | 3.1 | 2.29 | 4.4 | 3.05 | 5.25 | 3.87 |
М5 | 2.7 | 1.99 | 6.15 | 4.54 | 8.65 | 6.38 | 10.4 | 7.6 |
М6 | 4.6 | 3.3 | 10.5 | 7.7 | 15 | 11 | 18 | 13 |
М7 | 7.6 | 5.6 | 17.5 | 12.9 | 25 | 18.4 | 29 | 21.3 |
М8 | 11 | 8.1 | 26 | 19 | 36 | 26 | 43 | 31 |
М10 | 22 | 16 | 51 | 37 | 72 | 53 | 87 | 64 |
М12 | 39 | 28 | 89 | 65 | 125 | 92 | 150 | 110 |
М14 | 62 | 45 | 141 | 103 | 198 | 146 | 240 | 117 |
М16 | 95 | 70 | 215 | 158 | 305 | 224 | 365 | 269 |
М18 | 130 | 95 | 295 | 217 | 420 | 309 | 500 | 368 |
М20 | 184 | 135 | 420 | 309 | 590 | 435 | 710 | 523 |
М22 | 250 | 184 | 570 | 420 | 800 | 590 | 960 | 708 |
М24 | 315 | 232 | 725 | 534 | 1020 | 752 | 1220 | 899 |
М27 | 470 | 346 | 1070 | 789 | 1510 | 1113 | 1810 | 1334 |
М30 | 635 | 468 | 1450 | 1069 | 2050 | 1511 | 2450 | 1806 |
М33 | 865 | 637 | 1970 | 1452 | 2770 | 2042 | 3330 | 2455 |
М36 | 1111 | 819 | 2530 | 1865 | 3560 | 2625 | 4280 | 3156 |
М39 | 1440 | 1062 | 3290 | 2426 | 4620 | 3407 | 5550 | 7093 |
Мелкая резьба
Диаметр резьбы | Класс прочности | |||||
---|---|---|---|---|---|---|
8.8 | 10.9 | 12.9 | ||||
Nm | ft lb. | Nm | ft lb. | Nm | ft lb. | |
М8х1 | 27 | 19 | 38 | 28 | 45 | 33 |
М10х1,25 | 52 | 38 | 73 | 53 | 88 | 64 |
М12х1,25 | 95 | 70 | 135 | 99 | 160 | 118 |
М14х1,5 | 150 | 110 | 210 | 154 | 250 | 184 |
М16х1,5 | 225 | 165 | 315 | 232 | 380 | 280 |
М18х1,5 | 325 | 239 | 460 | 339 | 550 | 405 |
М20х1,5 | 460 | 339 | 640 | 472 | 770 | 567 |
М22х1,5 | 610 | 449 | 860 | 634 | 1050 | 774 |
М24х2 | 780 | 575 | 1100 | 811 | 1300 | 958 |
Таблица 2. Моменты затяжки – винт электролитически оцинкованный, коэффициент трения 0,125.
Крупная резьба
Диаметр резьбы | Класс прочности | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
5.6 | 8.8 | 10.9 | 12.9 | |||||
Nm | ft lb. | Nm | ft lb. | Nm | ft lb. | Nm | ft lb. | |
М3 | 0.56 | 0.41 | 1.28 | 0.94 | 1.8 | 1.33 | 2.15 | 1.59 |
М4 | 1.28 | 0.94 | 2.9 | 2.14 | 4.1 | 3.02 | 4.95 | 3.65 |
М5 | 2.5 | 1.84 | 5.75 | 4.24 | 8.1 | 5.97 | 9.7 | 7.15 |
М6 | 4.3 | 3.1 | 9.9 | 7.3 | 14 | 10.3 | 16.5 | 12.1 |
М7 | 7.7 | 5.2 | 16.5 | 12.1 | 23 | 16.9 | 27 | 19.9 |
М8 | 10.5 | 7.7 | 24 | 17.7 | 34 | 25 | 40 | 29 |
М10 | 21 | 15 | 48 | 35 | 67 | 49 | 81 | 59 |
М12 | 36 | 26 | 83 | 61 | 117 | 86.2 | 140 | 103 |
М14 | 58 | 42 | 132 | 97 | 185 | 136 | 220 | 162 |
М16 | 88 | 64 | 200 | 147 | 285 | 210 | 340 | 250 |
М18 | 121 | 89 | 275 | 202 | 390 | 287 | 470 | 346 |
М20 | 171 | 126 | 390 | 287 | 550 | 405 | 660 | 486 |
М22 | 230 | 169 | 530 | 390 | 745 | 549 | 890 | 656 |
М24 | 295 | 217 | 675 | 497 | 960 | 708 | 1140 | 840 |
М27 | 435 | 320 | 995 | 733 | 1400 | 1032 | 1680 | 1239 |
М30 | 590 | 435 | 1350 | 995 | 1900 | 1401 | 2280 | 1681 |
М33 | 800 | 590 | 1830 | 1349 | 2580 | 1902 | 3090 | 2278 |
М36 | 1030 | 759 | 2360 | 1740 | 3310 | 2441 | 3980 | 2935 |
М39 | 1340 | 988 | 3050 | 2249 | 4290 | 3163 | 5150 | 3798 |
Мелкая резьба
Диаметр резьбы | Класс прочности | |||||
---|---|---|---|---|---|---|
8.8 | 10.9 | 12.9 | ||||
Nm | ft lb. | Nm | ft lb. | Nm | ft lb. | |
М8х1 | 25 | 18 | 35 | 25 | 42 | 30 |
М10х1,25 | 49 | 36 | 68 | 50 | 82 | 60 |
М12х1,25 | 88 | 64 | 125 | 92 | 150 | 110 |
М14х1,5 | 140 | 103 | 195 | 143 | 235 | 173 |
М16х1,5 | 210 | 154 | 295 | 217 | 350 | 258 |
М18х1,5 | 305 | 224 | 425 | 313 | 510 | 376 |
М20х1,5 | 425 | 313 | 600 | 442 | 720 | 531 |
М22х1,5 | 570 | 420 | 800 | 590 | 960 | 708 |
М24х2 | 720 | 531 | 1000 | 737 | 1200 | 885 |
Почему важен оптимальный момент затяжки болта?
Даже опытные специалисты иногда могут затянуть болты с избыточным или недостаточным усилием. На самом деле, значения крутящего момента редко указываются в технической документации продукта. Однако именно неправильная затяжка болтового соединения часто становится причиной выхода крепежа из строя. Оптимальный момент затяжки крайне важен для обеспечения безопасной и правильной работы винта.
Что происходит при затягивании болта?
Применение крутящего момента к гайке заставляет ее перемещаться вверх по наклонной плоскости резьбы. Это приводит к уменьшению расстояния между опорными поверхностями болта и гайки, что определяет длину захвата болтового соединения.
При дальнейшей затяжке на болт действует нагрузка на растяжение. Материал болта, чаще всего сталь, сопротивляется этому растяжению, создавая зажимное усилие на соединяемых компонентах. Аналогично, материалы основания противодействуют сжатию, чтобы сбалансировать зажимное давление. Это напряжение называется предварительным натягом крепежа.
Правильно затянутый болт слегка растягивается, но не выходит за пределы своей упругой деформации. В таком состоянии он сохраняет усилие затяжки и устойчивость к усталостному разрушению. Если болт затянут избыточно, он растягивается за пределы упругого удлинения, что приводит к необратимой пластической деформации и последующему разрушению.
Недостаточно затянутый болт оставляет небольшой зазор между соединяемыми деталями, который со временем увеличивается под действием динамических или рабочих нагрузок. Наличие зазора указывает на отсутствие предварительного натяжения, что неизбежно приведет к разрушению соединения. Момент затяжки — это оптимальный крутящий момент, приложенный к гайке, чтобы болт мог надежно удерживать нагрузку, не деформируясь и не ломаясь. В системе СИ момент затяжки измеряется в Н·м (Ньютон-метр).
Момент силы предварительной затяжки резьбового соединения является расчетным значением, составляющим 75-80% от величины пробной нагрузки. Пробная нагрузка служит контрольным показателем, который винт должен выдержать при испытаниях. Превышение этой нагрузки при затягивании может привести к выходу крепежного элемента из строя.
Заключение
В заключение, оптимальный момент затяжки болта играет важную роль в обеспечении надежности и безопасности болтового соединения. Применение правильного крутящего момента помогает предотвратить пластическую деформацию или разрушение болта, а также обеспечивает устойчивость к усталостному разрушению. Учитывая многочисленные факторы, влияющие на определение оптимального крутящего момента, необходимо проводить испытания, чтобы достичь правильного предварительного натяжения и продлить срок службы крепежа.