Заказать звонок

Моменты затяжки метрических болтов, винтов и гаек

Моменты затяжки метрических болтов, винтов и гаек
20.06.2024 804

Чрезмерная затяжка резьбовых соединений может привести к разрушению, которое проявляется в поломке стержня болта или повреждении резьбы гайки и/или болта.

Болт или винт, соединенные с гайкой соответствующего класса, рассчитаны на создание соединений, которые могут быть затянуты до установленной пробной нагрузки болта без повреждения резьбы. Пробная нагрузка обычно составляет 85-95% от предела текучести и определяется как максимальное растягивающее усилие, которое можно приложить к болту без его пластической деформации.

Значение крутящего момента для определенного размера болта зависит от следующих факторов:

  1. Материала и класса прочности болта.
  2. Материала соединяемых деталей (сталь, цветной металл или пластик).
  3. Наличия или отсутствия антикоррозионного покрытия на винте.
  4. Сухой или смазанный крепеж используется.
  5. Длины резьбы.

Приведенные ниже таблицы являются ознакомительными, так как указанные в них значения примерны. Ввиду множества факторов, влияющих на соотношение крутящего момента и натяжения, единственным способом определения правильного крутящего момента является проведение экспериментов в реальных условиях сборки и эксплуатации.

Таблица 1. Моменты затяжки – винт (болт) без покрытия (черный), коэффициент трения 0,14.

Крупная резьба

Диаметр резьбы Класс прочности
5.6 8.8 10.9 12.9
Nm ft lb. Nm ft lb. Nm ft lb. Nm ft lb.
М3 0.6 0.44 1.37 1.01 1.92 1.42 2.3 1.7
М4 1.37 1.01 3.1 2.29 4.4 3.05 5.25 3.87
М5 2.7 1.99 6.15 4.54 8.65 6.38 10.4 7.6
М6 4.6 3.3 10.5 7.7 15 11 18 13
М7 7.6 5.6 17.5 12.9 25 18.4 29 21.3
М8 11 8.1 26 19 36 26 43 31
М10 22 16 51 37 72 53 87 64
М12 39 28 89 65 125 92 150 110
М14 62 45 141 103 198 146 240 117
М16 95 70 215 158 305 224 365 269
М18 130 95 295 217 420 309 500 368
М20 184 135 420 309 590 435 710 523
М22 250 184 570 420 800 590 960 708
М24 315 232 725 534 1020 752 1220 899
М27 470 346 1070 789 1510 1113 1810 1334
М30 635 468 1450 1069 2050 1511 2450 1806
М33 865 637 1970 1452 2770 2042 3330 2455
М36 1111 819 2530 1865 3560 2625 4280 3156
М39 1440 1062 3290 2426 4620 3407 5550 7093

Мелкая резьба

Диаметр резьбы Класс прочности
8.8 10.9 12.9
Nm ft lb. Nm ft lb. Nm ft lb.
М8х1 27 19 38 28 45 33
М10х1,25 52 38 73 53 88 64
М12х1,25 95 70 135 99 160 118
М14х1,5 150 110 210 154 250 184
М16х1,5 225 165 315 232 380 280
М18х1,5 325 239 460 339 550 405
М20х1,5 460 339 640 472 770 567
М22х1,5 610 449 860 634 1050 774
М24х2 780 575 1100 811 1300 958

Таблица 2. Моменты затяжки – винт электролитически оцинкованный, коэффициент трения 0,125.

Крупная резьба

Диаметр резьбы Класс прочности
5.6 8.8 10.9 12.9
Nm ft lb. Nm ft lb. Nm ft lb. Nm ft lb.
М3 0.56 0.41 1.28 0.94 1.8 1.33 2.15 1.59
М4 1.28 0.94 2.9 2.14 4.1 3.02 4.95 3.65
М5 2.5 1.84 5.75 4.24 8.1 5.97 9.7 7.15
М6 4.3 3.1 9.9 7.3 14 10.3 16.5 12.1
М7 7.7 5.2 16.5 12.1 23 16.9 27 19.9
М8 10.5 7.7 24 17.7 34 25 40 29
М10 21 15 48 35 67 49 81 59
М12 36 26 83 61 117 86.2 140 103
М14 58 42 132 97 185 136 220 162
М16 88 64 200 147 285 210 340 250
М18 121 89 275 202 390 287 470 346
М20 171 126 390 287 550 405 660 486
М22 230 169 530 390 745 549 890 656
М24 295 217 675 497 960 708 1140 840
М27 435 320 995 733 1400 1032 1680 1239
М30 590 435 1350 995 1900 1401 2280 1681
М33 800 590 1830 1349 2580 1902 3090 2278
М36 1030 759 2360 1740 3310 2441 3980 2935
М39 1340 988 3050 2249 4290 3163 5150 3798

Мелкая резьба

Диаметр резьбы Класс прочности
8.8 10.9 12.9
Nm ft lb. Nm ft lb. Nm ft lb.
М8х1 25 18 35 25 42 30
М10х1,25 49 36 68 50 82 60
М12х1,25 88 64 125 92 150 110
М14х1,5 140 103 195 143 235 173
М16х1,5 210 154 295 217 350 258
М18х1,5 305 224 425 313 510 376
М20х1,5 425 313 600 442 720 531
М22х1,5 570 420 800 590 960 708
М24х2 720 531 1000 737 1200 885

Почему важен оптимальный момент затяжки болта?

Даже опытные специалисты иногда могут затянуть болты с избыточным или недостаточным усилием. На самом деле, значения крутящего момента редко указываются в технической документации продукта. Однако именно неправильная затяжка болтового соединения часто становится причиной выхода крепежа из строя. Оптимальный момент затяжки крайне важен для обеспечения безопасной и правильной работы винта.

Что происходит при затягивании болта?

Применение крутящего момента к гайке заставляет ее перемещаться вверх по наклонной плоскости резьбы. Это приводит к уменьшению расстояния между опорными поверхностями болта и гайки, что определяет длину захвата болтового соединения.

При дальнейшей затяжке на болт действует нагрузка на растяжение. Материал болта, чаще всего сталь, сопротивляется этому растяжению, создавая зажимное усилие на соединяемых компонентах. Аналогично, материалы основания противодействуют сжатию, чтобы сбалансировать зажимное давление. Это напряжение называется предварительным натягом крепежа.

Правильно затянутый болт слегка растягивается, но не выходит за пределы своей упругой деформации. В таком состоянии он сохраняет усилие затяжки и устойчивость к усталостному разрушению. Если болт затянут избыточно, он растягивается за пределы упругого удлинения, что приводит к необратимой пластической деформации и последующему разрушению.

Недостаточно затянутый болт оставляет небольшой зазор между соединяемыми деталями, который со временем увеличивается под действием динамических или рабочих нагрузок. Наличие зазора указывает на отсутствие предварительного натяжения, что неизбежно приведет к разрушению соединения. Момент затяжки — это оптимальный крутящий момент, приложенный к гайке, чтобы болт мог надежно удерживать нагрузку, не деформируясь и не ломаясь. В системе СИ момент затяжки измеряется в Н·м (Ньютон-метр).

Момент силы предварительной затяжки резьбового соединения является расчетным значением, составляющим 75-80% от величины пробной нагрузки. Пробная нагрузка служит контрольным показателем, который винт должен выдержать при испытаниях. Превышение этой нагрузки при затягивании может привести к выходу крепежного элемента из строя.

Заключение

В заключение, оптимальный момент затяжки болта играет важную роль в обеспечении надежности и безопасности болтового соединения. Применение правильного крутящего момента помогает предотвратить пластическую деформацию или разрушение болта, а также обеспечивает устойчивость к усталостному разрушению. Учитывая многочисленные факторы, влияющие на определение оптимального крутящего момента, необходимо проводить испытания, чтобы достичь правильного предварительного натяжения и продлить срок службы крепежа.